Обеспечение максимальной безопасности детей во время автомобильных поездок является предметом особой заботы государства и четко регламентировано в Дорожном кодексе РФ. Согласно статье 22.9 данного документа, перевозка детей в возрасте до 12 лет допускается только при наличии детской удерживающей системы (ДУС) или другого средства, обеспечивающего надежную и безопасную фиксацию тела ребенка в транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности. Нарушение этих требований водителями карается крупным штрафом в соответствии со статьей 12.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В случае ДТП с тяжелыми последствиями, повлекшими смерть или серьезные травмы ребенка, виновник также может быть привлечен к уголовной ответственности за несоблюдение требований Правил дорожного движения.
Оглавление
Основные требования к детским удерживающим устройствам
На сегодняшний день в России разработан специальный ГОСТ 41.44-2005, который определяет полный перечень основных требований к конструкции, характеристикам и качеству детских кресел, а также систему их испытаний на безопасность. Действующий российский стандарт — это правовой документ, созданный на основе общеевропейских Правил ЕЭК ООН 44, редакция 3 (эта редакция действовала в Европе с 1995 по 2009 год) и адаптированный к национальным условиям.
С 2009 года в Европе действует более строгий и современный стандарт ECE R44/04, 4-е издание (разработан и утвержден в июне 2005 года), поэтому следует ожидать, что в ближайшее время в российском ГОСТе могут произойти изменения, связанные с ужесточением основных требований к устройствам детской безопасности.
Современные детские удерживающие системы (ДУС) должны иметь следующие обязательные элементы:
- Максимально возможная степень защиты ребенка от повреждений и травм в случае наезда автомобиля на препятствия, резкого торможения и резких маневров. В то же время само устройство должно минимизировать возможность получения травм водителем и другими пассажирами;
- Удобное и комфортное размещение и длительное пребывание ребенка внутри ROV во время длительных путешествий. Эти настройки особенно важны, поскольку маленькие дети могут быть очень суетливыми, когда им не комфортно, и могут привести к потере контроля над автомобилем;
- Простота посадки и высадки ребенка из ROV.
Это важно: Правила ЕЭК 44 требуют, чтобы каждый производитель детских сидений после выпуска 5 000 единиц отправлял одну единицу в специальную испытательную лабораторию для проведения испытаний на утверждение. Таким образом, международные институты постоянно контролируют соответствие производимой продукции установленным стандартам безопасности.
Виды автокресел и системы их крепления
В настоящее время в мире существует единая классификация бустеров, разделенных на несколько групп, соответствующих максимальному весу ребенка:
Группа | Возраст | Вес | Направление установки | Внимание |
«0» | 0-6 месяцев | До 10 кг | В поперечном направлении движения | |
«0+» | 0-1 год | До 13 кг | Движение вперед/назад | Ширина ленты не менее 25 мм |
«I» | от 9 месяцев до 4 лет | От 9 до 18 кг | На дороге и вне ее | Ширина ленты не менее 25 мм |
«II» | от 3 лет до 7 лет | От 15 до 25 кг | На дороге | Ширина ремешка мин. 38 мм. Регулируемая спинка или подголовник |
«III» | От 6 до 12 лет | От 22 до 36 кг | В движении | Ширина ремешка не менее 38 мм. Регулируемая спинка или подголовник |
Устройства первых двух возрастных групп («0» и «0+») также известны как дорожные колыбели. Изделия других товарных групп обычно называются детскими креслами в сборе.
Правила определяют тип официального утверждения для всех детских удерживающих систем, используемых в различных типах транспортных средств:
- Универсальное одобрение. Этот тип детского удерживающего устройства может быть установлен на все марки и модели автомобилей;
- Полууниверсальное принятие. Существуют некоторые ограничения на использование автокресел в конкретных моделях;
- для конкретных автомобилей. Существует строго ограниченный список марок и моделей автомобилей, в которых можно использовать эти устройства.
Утвержденный RDS должен иметь знак соответствия в виде круга с буквой E в центре. Цифра рядом с буквой E указывает страну, которая провела сертификацию. Помимо знака соответствия, в маркировке продукции должны быть указаны вид официального утверждения, вес и номер индивидуального испытания.
Автокресло RDS можно прикрепить к обычным сиденьям с помощью ремней безопасности или системы ISOFIX. Иногда в качестве дополнительного приспособления под сиденьем может использоваться платформа («бустер»), чтобы обеспечить наилучшее положение ребенка по отношению к якорным ремням.
Важно: в автомобилях, оснащенных подушкой безопасности переднего пассажира, эта функция должна быть деактивирована при установке пульта дистанционного управления! Если он не отключен в автомобиле, пульт дистанционного управления не должен быть установлен на переднем сиденье!
Правила выбора и эксплуатации ДУУ
Рекомендации по выбору и покупке пульта дистанционного управления:
- его следует приобретать у специализированных дилеров, имеющих подлинные сертификаты на продукцию и должным образом обученный персонал, который поможет выбрать правильный пульт дистанционного управления;
- Пульт дистанционного управления должен иметь знак сертификации ECE R44/04;
- Пульт дистанционного управления должен соответствовать автомобилю по креплению, размеру и т.д;
- РДС должна быть, насколько это возможно, адаптирована к физиологическому состоянию ребенка. Не рекомендуется покупать негабаритное изделие, которое не будет гарантировать необходимый уровень безопасности ребенка в случае аварии;
- Пульт для малыша должен иметь возможность откидываться в нескольких положениях, чтобы обеспечить комфортные условия для сна;
- подкладка должна легко сниматься или выниматься для гигиенических целей;
- материал набивки DMU должен быть воздухопроницаемым, чтобы обеспечить вентиляцию для ребенка и предотвратить перегрев.
Основные правила использования бустеров:
- для каждого ребенка в транспортном средстве должен быть предусмотрен индивидуальный RDS;
- Перед началом движения всегда проверяйте правильность установки системы RDS;
- Обязанность использовать детские кресла не зависит от продолжительности поездки, так как они должны использоваться всегда, когда перевозится ребенок;
- При использовании автомобильного ремня безопасности убедитесь, что он подходит для плеча и талии ребенка;
- SLS следует своевременно регулировать и перенастраивать по мере роста ребенка, либо заменить устройство на новое.
Перспективы развития стандарта безопасности для детей
Вопрос безопасности детей в ТЦ привлекает все больше внимания во всем мире. К сожалению, действующий стандарт не обеспечивает полной защиты юных пассажиров при различных авариях, особенно при боковых ударах. Поэтому экспертный комитет под эгидой ООН разработал и подготовил новый стандарт i-Size, состоящий из трех частей: ECE R129 (требования к CRS), ECE R16 (требования к удерживающим системам и устройствам ISOFIX, ECE R14 (требования к удерживающим системам и элементам пола автомобиля).
Стандарт i-Size уделяет особое внимание неправильному использованию RDS, защите от бокового удара и новым условиям краш-тестов.
Введение i-Size на детских удерживающих системах сделает перевозку детей в автомобиле более безопасной не только благодаря техническим усовершенствованиям самих удерживающих устройств, но и благодаря строгим правилам их производства и использования в автомобилях.