Основной задачей автомобильного радиатора является передача тепла от специального состава жидкости в окружающую атмосферу. Как правило, это происходит в основном за счет направленного потока воздуха или принудительно с помощью вентилятора. Радиатор состоит из сердцевины и двух резервуаров.
Конструкция современного радиатора охлаждения
Современный радиатор изготавливается из алюминия или меди — медный радиатор имеет более высокую теплоотдачу, чем алюминиевый. Сегодня принято различать следующие конструкции сердечников: трубчатые и сотовые. Обычно между ними устанавливаются поперечные полосы из латуни для придания жесткости конструкции и, соответственно, увеличения общей площади охлаждающей поверхности. Система охлаждения предназначена для циркуляции охлаждающей жидкости по всем каналам системы с помощью насоса, установленного на двигателе. Следует отметить, что все существующие части системы охлаждения автомобиля соединены между собой соединительными трубками.
Обычно для охлаждения двигателя автомобиля используется специальный состав охлаждающей жидкости — антифриз или тосол, который заливается в расширительный бачок и поступает через патрубки к двигателю и радиатору. Одной из его задач является регулирование объема и уровня специальной охлаждающей жидкости во время нагрева или охлаждения. Вентиляторы используются в автомобилях для того, чтобы охлаждающая жидкость быстрее отводилась от избыточного тепла. Автомобильный вентилятор используется для направления потока окружающего воздуха через радиатор. Сегодня в автомобилях используются два типа вентиляторов:
- Первый с двигателем, приводимым в движение коленчатым валом. Радиатор, вентилятор которого приводится в действие ременной передачей от коленчатого вала двигателя.
- Электрический вентилятор. Он включается автоматически при достижении критической температуры самой жидкости.
Радиатор автомобильного двигателя
Принцип работы стандартного автомобильного радиатора довольно прост: специальная жидкость (толуол или антифриз) протекает через блок цилиндров работающего двигателя автомобиля, где получает значительную часть выделяемого тепла, а затем по трубопроводу поступает в радиатор системы охлаждения автомобиля. Основное направление потока охлаждающей жидкости — из верхнего бачка, через соты радиатора в нижнюю часть радиатора.
Эффективная работа двигателя автомобиля требует, чтобы температура охлаждающей жидкости находилась в оптимальном диапазоне 80-90 градусов Цельсия. Термостат расположен на одном из отверстий радиатора и предназначен для стабилизации температуры охлаждающей жидкости. Когда температура соли ниже 80 градусов С — термостат закрыт и соль циркулирует в так называемом малом контуре, когда соль достигает критической температуры, термостат автоматически открывается и поток направляется в верхнюю часть радиатора, т.е. в расширительный бачок.
В случае грузовых автомобилей радиатор обычно используется для охлаждения моторного масла, чтобы горячая смазка не конденсировалась, а также не прилипала к нагретым деталям двигателя. Они практически не отличаются друг от друга по дизайну, за исключением горизонтального расположения сот и немного меньших размеров.
Ремонт радиатора автомобиля
Сегодня каждый автовладелец может самостоятельно выполнить простое техническое обслуживание системы охлаждения своего автомобиля. Техническое обслуживание обычно заключается в проверке количества охлаждающей жидкости, которое можно определить визуально по меткам на корпусе оригинального расширительного бачка. Теплоноситель нагревается и охлаждается, и основным компонентом теплоносителя является вода, которая просто испаряется, и общий объем теплоносителя уменьшается. Основная проблема, которая чаще всего возникает практически у каждого автовладельца — это засорение сот радиатора, в результате чего значительно ухудшается общая циркуляция охлаждающей жидкости, повышается температура, что обычно приводит к перегреву двигателя автомобиля, поэтому автомобильные радиаторы должны быть под строгим вниманием автовладельца, а по мере засорения радиатор необходимо прочищать.
Самая простая процедура восстановления работоспособности радиатора — промывка его сот под сильным напором воды, промывка автомобильного радиатора предназначена для смывания дорожной грязи и мусора с тел мертвых насекомых. Простой ремонт автомобильного радиатора можно выполнить, промыв сердцевину радиатора проточной водой. Эта очистка производится следующим образом: снять нижний обрезиненный патрубок, и через горловину самого радиатора подать воду под давлением для промывки сот. Важно помнить, что своевременная очистка для поддержания в рабочем состоянии такого простого устройства, как радиатор, значительно увеличит ресурсы двигателя.