Дополнительное отопление салона, как правило, требуется для некоторых классов автомобилей (минивэны, микроавтобусы, микроавтобусы, усадебные автомобили, внедорожники и т.д.), которые интенсивно используются в районах с холодным и умеренно холодным климатом. Большинство регионов России можно отнести к категории таких территорий. Поэтому проблема оптимального выбора дополнительного отопителя в салон большого автомобиля для наших соотечественников очень актуальна.
Рынок автомобильных аксессуаров сегодня предлагает потребителям широкий выбор моделей дополнительных отопителей, которые могут работать как совместно со штатной системой отопления автомобиля, дополняя и улучшая ее работу, так и автономно. Стоимость устройств зависит от сложности конструкции, качества используемых материалов и компонентов и может значительно варьироваться. Те, кто хочет сэкономить, могут найти в Интернете множество статей и видеороликов о самодельных обогревателях для различных целей.
Содержание
Классификация обогревателей
- В современных автомобилях наиболее распространены два типа вспомогательных отопителей. Они различаются по типу физического тела, которое они нагревают: жидкость. Рабочей средой является антифриз или другая охлаждающая жидкость;
- воздух. Рабочей средой является воздух, который нагревается и находится под давлением.
Различают вспомогательные отопители, которые питаются исключительно от двигателя, и автономные устройства, которые не требуют запуска двигателя, но могут питаться непосредственно от топливного бака с помощью специального насоса (жидкостные отопители) или от аккумулятора автомобиля (электрические отопители).
Вспомогательные отопители помогают быстрее прогреть двигатель до рабочей температуры и могут быстро создать комфортные условия в салоне в холодное время года. Теплый воздух от вспомогательного отопителя поступает в автомобиль и распределяется по салону либо прямым потоком (тепловентиляторы), либо через дефлекторы оригинальной системы отопления/кондиционирования (радиаторные отопители).
Если автономный дополнительный отопитель интегрирован в существующую систему отопления автомобиля (жидкостная версия), его можно использовать для быстрого размораживания стекол, что гораздо практичнее и эффективнее, чем соскребать лед и иней скребком.
Автономный электронагреватель имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- Удобство и простота использования;
- Практичность — энергия для обогрева берется от аккумулятора автомобиля через прикуриватель;
- Небольшой размер и мобильность (возможность размещения в любом месте салона);
- Безопасность прибора (керамический нагревательный элемент пожаробезопасен и не сжигает кислород при нагревании).
Основными недостатками электронагревателя являются его низкая теплоотдача и нежелательность включения устройства при неработающем двигателе, так как это может привести к быстрой и глубокой разрядке аккумулятора.
Установка дополнительного нагревателя призвана обеспечить дополнительные преимущества в трех областях:
- Комфорт. Использование дополнительного отопителя позволяет садиться в автомобиль без верхней одежды, предварительно подогревает сиденья и органы управления, а также бережно очищает стекла от наледи. Иней и конденсат;
- Безопасно. Чистые, размороженные стекла обеспечивают оптимальную видимость, облегчая водителю вождение и парковку. Отсутствие верхней одежды увеличивает свободу движений и помогает предотвратить ослабление ремня безопасности. Комфортная температура помогает поддерживать оптимальную реакцию и бдительность в течение длительного времени;
- Экономичный. Отсутствие скрежета льда предотвращает появление царапин на стеклах автомобиля. Кроме того, нет необходимости тратить деньги на специальный размораживающий спрей.
Правила монтажа отопителя в салоне
При самостоятельной установке отопителя в салоне автомобиля необходимо соблюдать определенные правила и следовать ряду рекомендаций. Вспомогательный отопитель может быть установлен в различных местах салона автомобиля. Если салон небольшой, оптимальным местом для отопителя обычно является переднее пассажирское сиденье, под которым легко разместить привод отопителя. Это удобно как с технологической точки зрения (минимизация сообщения жидкости и воздуха), так и с эстетической (скрытие продукта). В автомобилях с большим салоном вспомогательный отопитель лучше размещать в задней части автомобиля. Такое расположение способствует равномерному распределению теплого воздуха внутри кабины. Недостаток: может потребоваться дополнительный водяной насос из-за значительного увеличения длины трубопроводов теплоносителя в конструкции системы отопления.
Установка дополнительного отопителя в автомобиле производится следующим образом:
- Шланги определенной длины прокладываются от основного отопителя к блоку вспомогательного отопителя. Шланги подключаются к нагревателю таким образом, что образуется цепочка по всей системе;
- Если рабочее давление недостаточно, в систему охлаждения автомобиля встраивается второй насос;
- Вспомогательный отопитель и остальные элементы системы должны быть установлены таким образом, чтобы их работа не вызывала чрезмерного нагрева других частей и компонентов салона. Если такой нагрев имеет место, для защиты этих участков должны использоваться изоляционные материалы.
Меры безопасности
Вспомогательный отопитель должен периодически осматриваться и проверяться владельцем автомобиля на предмет исправности отдельных компонентов, затяжки хомутов и герметичности всей системы. К наиболее частым дефектам жидкостных устройств относятся засорение радиатора отопителя механическими частицами (мусором) и утечка охлаждающей жидкости. Внимательно проверьте наличие утечек в местах изгибов и перегибов шлангов и их соединений с нагревателем и трубами.
Очистите засоренный радиатор мощной струей сжатого воздуха (например, из компрессора) и немедленно устраните все утечки. Утечка охлаждающей жидкости под ковры может привести к быстрому распространению ржавчины на металлические поверхности внутри салона. Электрические нагреватели менее привередливы: периодически проверяйте состояние их проводов и разъемов.